Голова Брандмейстера Битти (princess_dragon) wrote,
Голова Брандмейстера Битти
princess_dragon

Categories:

Еще раз про Тору Кумона и его работу

Когда я в прошлый раз писала тут про тетради для занятий KUMON, тема меня действительно заинтересовала, и я решила порыться в ней глубже. Излагаю вам тут то, что нашла, без каких-то особых претензий на оригинальность.


Вот, смотрите, такой смешной японский дедок. А сколько всего сделал!


Про самого Тору Кумона

Может быть, я не такой хороший интернет-серфер, как мне казалось, но про его жизнь я накопала не так уж много.

Тору Кумон родился в Японии, в префектуре Кочи 26 марта 1914 года и умер там же 25 июля 1995. Он прожил 81 год, вполне прилично даже по меркам Японии – страны долгожителей. Причиной смерти знаменитого преподавателя стала старческая пневмония. По образованию Тору Кумон был математиком, а по призванию – просветителем. Его метод радикально отличался от традиционной системы школьного обучения в Японии, и, тем не менее, прославился не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Он (метод) по сей день является предметом жарких обсуждений, обретя не только радикальных сторонников, но и ярых противников.

Тору Кумон окончил университет Осаки, после чего занялся преподаванием математики абитуриентам для помощи в поступлении в вузы. Он всерьез задумался о преподавании математики детям в 1954 году, когда обнаружил, что этот предмет очень тяжело дается его сыну, Такеши, который регулярно получал плохие оценки в школе. Началось с того, что Тору стал писать примеры на отдельных листках бумаги и выдавать сыну по одному для самостоятельных занятий.


Вот так выглядели первые записи Тору Кумона с примерами для его сына


Исходный метод предполагал ежедневные упражнения, которые занимали у ребенка ежедневно около получаса, и должны были помочь ему освоить основные математические действия: сложение, вычитание, умножение и деление. На начальном этапе легкие упражнения должны были придать ребенку ощущение уверенности в своих силах и помочь продолжить работу даже когда выполнять задания станет труднее. Тору Кумон постепенно повышал сложность задач до тех пор, пока сын не начал справляться с действительно сложными вычислениями за отведенное время без особого напряжения.

Система оказалась настолько удачной, что ею стали интересоваться родители других детей, и в 1956 году в Осаке открылся первый детский развивающий центр, работающий по методике Тору Кумона. В 1958 Кумон основал свой Институт Образования, который продолжает действовать до сих пор. В его стенах разработаны пособия по кумоновскому методу обучения самым разным навыкам и дисциплинам на различных уровнях, начиная с двухлетнего возраста и до окончания средней школы.


Кабинет Тору Кумона в его доме, где сейчас расположен музей его жизни


Особенности метода Тору Кумона

Главным принципом кумоновских курсов, от которых его обучающие центры не отступили до сих пор, является то, что при правильной подаче материала и с адекватной помощью каждый ребенок может научиться чему угодно.

Метод Кумона в целом основан на том, что посвящая занятиям определенное время каждый день, ученик тренируется не только выполнять задания все возрастающей сложности правильно, но и делать это за отведенное время – что и требуется обычно на уроках в школе. После того, как один раздел таким образом освоен, ученик переходит к следующему, более сложному, и так далее до полного освоения материала пособия. При этом освоение каждого следующего раздела требует поддержания и совершенствования навыков из предыдущего, что делает прогресс более органичным.

При этом предполагается, что большую часть заданий ребенок выполняет сам, индивидуально, только с минимальной помощью взрослых. (Основная помощь, на мой взгляд, тут заключается в том, чтобы усадить-таки ребенка заниматься, а затем проверить, что он там наворотил.) Это тренирует в детях самостоятельность, концентрацию внимания и привычку к индивидуальной работе, которая неоднократно потребуется им во взрослой жизни. В этом подход Тору Кумона, в целом, радикально расходящийся со строгой восточной системой обучения, остается вполне традиционным.

Программа по каждому предмету разделена на уровни сложности таким образом, чтобы учащийся мог присоединиться к ней в том самом месте, где начинает испытывать сложности. Например, в программе по математике двадцать три уровня, начиная от сложения и вычитания и заканчивая интегралов и дифференциалов (боже, мне даже слова такие страшно печатать! Может, мне тоже пойти позаниматься в кумоновский центр? Где-нибудь на уровне второклассника мне самое место). Все предметы дают комплексный подход, освоение одних разделов требует поддержания знаний в других. Например, чтение, разделенное в английской версии на двадцать две ступени (как я поняла, для русского языка методика еще не адаптирована), помимо собственно, обучения буквам, тренирует также произношение и до некоторой степени, грамотность речи.


Тетради для занятий по системе Тору Кумона, изданные на русском языке


Главное и самое трудное - регулярность занятий

Помимо подачи материала, основной секрет успеха методики Тору Кумона – в регулярности выполнения упражнений. Они не предполагают каникул, выходных или праздников. Новый год, больное горло или день рождения – ребенку все равно нужно заниматься, 365 дней в обычном году и 366 - в високосном. К счастью, среднее кумоновское домашнее задание требует затратить всего 10-20 минут времени, однако, кто хоть раз откладывал дела «на потом» до упора, тот знает, как тяжело просто сесть и прозаниматься те самые 20 минут, оторвавшись от любимых игрушек, мультиков и прочих трансформеров. Это требует больших, а главное, ежедневных затрат душевных сил, как от ребенка, так и от взрослых, в обязанности которых входит усаживать дитя за уроки. Но результат того стоит.

К настоящему моменту по методикам Кумона обучается около четырех миллионов студентов разных возрастов, а всего за время существования его центров, обучение прошли более 19 000 000 человек. В его доме в пригороде Осаки теперь действует музей, посвященный Тору Кумону и его работе.


Тетрадь с записями Тору Кумона - один из экспонатов его музея
Tags: детские книги, кто все придумал, тетради КУМОН
Subscribe

  • ...

    Есть демоны с ледяной кожей, с холодным взглядом. Внутри у них вода, будто черный омут, и больше ничего. С виду они похожи на людей, но прикоснувшись…

  • (no subject)

    - Будь проклят тот день, когда я отдал за твое яйцо недельный запас человечины и любимые крюки для подвешивания! Старшие побери ту тварь, которая…

  • Знакомьтесь, Йезет

    Вообще-то, я написала про него следующую историю, но для начала, полагаю, нужно познакомить вас с моим героем. Летнее солнцестояние в Тенях,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments