Голова Брандмейстера Битти (princess_dragon) wrote,
Голова Брандмейстера Битти
princess_dragon

Мартин Селигман: "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера"

"Оптимисты раздражают. Пессимисты бесят. Реалистов не существует."(с)

Вот вы себя относите к пессимистам или оптимистам? Или к несуществующей породе людей, относящихся к реальности объективно? Автор книги "Ребенок-оптимист" считает, что пессимизм вреден, особенно - детям и подросткам. Он (пессимизм) не только подрывает веру в себя, отрицательно сказывается на энергии и успеваемости, но и вредит здоровью. И, проводя аналогии с болезнями телесными, предлагает своевременно "вакцинировать" ребенка от пессимизма при помощи разработанной им методики.



В "Лабиринте" На "Озоне"


Будучи заправским воспитателем оптимистов, автор снабдил свою книгу не только интересными разговорами, но и картинками. Алиса была бы вполне довольна. Триста тридцать страниц инструкций по взращиванию оптимизма в отдельно взятом ребенке упакованы издательством в мягкую, но прочную обложку, так что книга очень напоминает по виду справочник. Каковым, отчасти, и является. Но, в отличие от справочников - качество бумаги и печати традиционно на высоте - никакой прозрачной газетки! А теперь - к содержанию.

Первые главы книги повествуют нам о начале карьеры автора в качестве ученого-нейрофизиолога, опытах над крысами и собаками и грустных размышлениях о биче современного общества - депрессии. К депрессии автор подходит не менее серьезно, чем к фигурирующему там же полиомиелиту, и сохраняет это отношение на протяжении всей книги. Ответ автора на вопрос "что же нам с этим делать?" однозначен - иммунизироваться! Даешь прививки, говорит он, от грустного образа мыслей. И сразу хочется верить его серьезному научному подходу. Но что же дальше?

Дальше подробный разбор схем мышления, когнитивных цепочек (привычных методов оценки события и его результатов мозгом) и путей их формирования. А также способов осторожно "подправить" их или повернуть мысли ребенка в другое, более позитивное русло. Автор приводит четыре, на его взгляд, основные причины формирования у человека пессимистического образа мыслей:

  • генетика

  • пессимизм родителей

  • критические замечания родителей, учителей и наставников

  • и собственный опыт обретения беспомощности или контроля над ситуацией


И если с первым пунктом списка мы ничего поделать не можем (а второй находится вне основной темы книги), то над всем остальным нам предлагается всерьез поработать. О том, как вести себя и как говорить с ребенком автор пишет довольно много, приводит примеры, как всегда, правильного и неправильного подхода и подробно их разбирает.

Вопросу беспомощности и контроля Мартин Селигман уделяет очень много внимания, считая его одним из основных моментов, формирующих мировоззрение. Оптимисты считают, что им все по плечу. Пессимисты полагают, что старайся или не старайся - от них ничего не зависит. Где истина? Как водится, где-то рядом. Автор книги уверен, что ближе к оптимистам. И предлагает последовательно и упорно учить детей именно этому ощущению. И в качестве устрашающих примеров приводит множество историй про детей в депрессии (ну правда, ужасные истории, но познавательные). Также в книге есть занимательные тесты, примеры размышлений пессимистов и оптимистов, приведенные в таблицах и прочие наглядные пособия. И даже упражнения в форме комиксов.

Книга рассчитана на родителей детей примерно с 8 до 12 лет, хотя в примерах есть дети и младше и старше, так что на самом деле целевая аудитория у "ребенка-оптимиста" шире. Ну и, в конце концов, подобную книжку всегда прочитать не рано. Или не поздно. Видите, это я прямо здесь тренирую оптимистическое мышление!

При всем желании (и будучи полноценной пессимисткой) не могу согласиться с тезисом, высказанным автором в названии - не существует, на мой взгляд, проверенных программ и гарантированных методик. Нельзя взять и "сформировать" чужой характер, даже если это характер ребенка. Тут я, скорее, склонна поверить авторам другой прочитанной мною недавно книги по воспитанию "Правила счастливых семей" - ты не можешь изменить никого, кроме себя. Воспитывай себя, остальные воспитаются твоим примером (если он, конечно, окажется достаточно хорош).

Но, с другой стороны, если правильный подход и последовательность родителей помогут ребенку обрести более радостный и дружелюбный взгляд на мир, вырасти более счастливым (я сознательно не говорю тут ничего об "успешности") - значит обязательно нужно хотя бы попробовать. Потому что мало что на свете заставляет сердце сжиматься сильнее, чем грустный ребенок.
Tags: Манн Иванов и Фербер, все на свете знают три вещи, домашнее чтение
Subscribe

  • Год с Рядовым Шариком

    Трудно поверить, но у нас сегодня годовщина. Вот такой он сейчас, наш сердитый малыш.

  • Про лица и голоса

    У нас в доме два лифта. Тот, который от входа справа (хотя я-то всегда от своей двери смотрю, но тут специально для вас "гостевая" точка отсчета) -…

  • Сон - второй лучший адаптоген!

    Организм выработал способ реакции на всякие новые для себя виды занятий - непобедимый сон. Позанимались чем-то реально необычным - бац! Внезапно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments