Голова Брандмейстера Битти (princess_dragon) wrote,
Голова Брандмейстера Битти
princess_dragon

Камерный музыкальный театр им. Покровского - "Холстомер"

Сначала кратко и конспективно, потом в подробностях:

  • Общее впечатление: Я не знаток оперы, но мне очень, очень понравилось. Так что от души рекомендую сходить.

  • Очень хорошо поют, хорошо танцуют, наличествует нехарактерная для оперы в целом актерская игра, прекрасная сценография.

  • Нюансы: Постарайтесь избежать билетов в первом ряду. Там машут копытами и хлопают бичом.

  • Захватите с собой платочек на случай, если захочется всплакнуть. Хлюпать носом в театре, как я - неделикатно.


Теперь подробно.

"Холстомер" в театре Покровского - это опера по одноименной повести Льва Толстого. Даже в напечатанном виде выглядит странно, согласитесь. Поэтому в рамках подготовки я почитала аннотацию на сайте театра, посмотрела фотографии (ими проиллюстрирован этот пост) и вообще постаралась по возможности настроиться.

"Опера, по Льву Толстому, про лошадей? Что они там будут петь - "Иго-го"?" - думала я, собираясь на представление. И для уверенности взяла с собой маму. Мама у меня театралка с большим стажем, так что была надежда, что если я чего-то не пойму или не осознаю, она восполнит пробелы в моем образовании своими комментариями. В финале мы с ней хлюпали носами вполне синхронно.



Первое и самое главное, что я хочу отметить здесь - да, это опера про лошадей, и немного "иго-го" там присутствует, но в ней нет ни на обрезок ногтя опереточности, ни грамма водевильной легковесности, ни секунды пошлости - это серьезное, эмоционально наполненное драматическое действие.

К тому, что коней будут играть люди в тяжелых ботинках, майках в сеточку и карго-штанах я была готова, в конце концов, это ход вполне очевидный. Но в целом сценография и постановка меня заинтриговали с самого начала, так что некоторую часть спектакля я, каюсь, провела, как дикарь, вращая глазами в попытках рассмотреть все получше. Начать с того, что для этого спектакля сцена специально увеличена так, что оркестровая яма оказалась практически в центре нее. Передние ряды кресел сдвинуты по диагонали чтобы освободить место для большого треугольного скоса сцены, на котором происходит заметная часть действия. Из-за этого отчасти сидеть на первом ряду не особенно комфортно, но первый ряд в опере и вообще не является лучшими местами в зале.

Толстой, как все мы знаем, писатель, несомненно, великий, но для оперы мягко говоря неподходящий. Однако, с первых же слов актеров становится понятно, что все возможно. Да, от оригинального текста в опере осталось немного - несколько коротких описаний, пролог, эпилог, пара оставшихся по сути прозаическими вставок в середине, которые актеры скорее декламируют нараспев, чем действительно поют. В остальном, арии, исполняемые людьми очень красиво выдержаны в духе городских романсов или народных песен. Таковы, к примеру, прекрасная и весьма игривая песенка француженки Матье и просто душераздирающая ария генерала ("Вся наша жизнь - изношенный халат..."). В целом, напряжение, как и полагается в театре, нагнетается постепенно, и если в первом действии еще есть время повращать глазами и оценить, как остроумно постановщик показал конюшню, или как различается пластика людей и коней, то второе действие просто смотришь и слушаешь, затаив дыхание. Кстати, тонкий момент демонстрации ужасов человеческого насилия решен также совершенно великолепно. Как и сцен страсти.



Несмотря на крайне минималистический подход к декорациям, зрелище очень образное и производит сильное именно визуальное впечатление, которое достигается не только отличной сценографией, большим количеством сложных массовых сцен, в том числе, танцевальных, но и прекрасной актерской игрой. До похода в театр Покровского я полагала, что опера - вообще вид театрального искусства, где актерская игра не является объектом внимания. Но в "Холстомере" играют много и действительно сильно, при чем не только главные герои. Были моменты, которые лично меня поразили и тронули просто до глубины души. Часть из них, наверное, было бы нехорошо описывать здесь, чтобы не нарушить ощущение внезапного озарения, которое постигает вас в зале, но совсем сдержаться я, пожалуй, не в силах, поэтому просто намекну вам, а вы, если пойдете на спектакль - посмотрите.



Люди - это те же кони, просто натянувшие поверх себя человеческие одежки. И ставшие от этого немного смешными, драматически-нелепыми, многословными и, порой, суетливыми.
Сцена со стрельбой из пистолетов по стопкам - гомерически смешная. Люди вообще смешные. Или жуткие.
Очень сильно подана тема цикличности жизненного пути, которая отсутствует в оригинальном произведении.
Существует параллель между изображением табуна в начале и в конце спектакля, в начале веселые молодые лошади к концу становятся старыми больными клячами. Сцена в которой они подбирают брошенные людьми карточки с родословными просто разрывает сердце.
Есть забавный момент, когда постромки надеты на князя, а вожжи держит Холстомер.
Восхитительная ария Генерала (ой, я уже писала про это, но ничего - еще разок).
Леопардовая треуголка - это прекрасно!
На "детском" костюме Холстомера на груди вышит цветочек.

По этому посту можно легко заключить, что "Холстомер" произвел на меня огромное впечатление. Да, так и есть. И хотя я не люблю истории про то, какие хорошие животные в противоположность душным тварям-людям, и в целом считаю мизантропический пафос Толстого отражением не самого удачного взгляда на мир, эта интерпретация "Холстомера" - прекрасна. Опера. По Толстому. Про лошадей. "Иго-го!"

Правда, сходите - велик шанс, что вам понравится. Только опасайтесь первого ряда.

P. S.: Поход в театр был организован при содействии чудесного сообщества mosblog, за что им огромное спасибо.

Ранее здесь же:
Театр EtCetera под руководством А. Калягина - "Буря"
Tags: организовано mosblog, свидание
Subscribe

  • Год с Рядовым Шариком

    Трудно поверить, но у нас сегодня годовщина. Вот такой он сейчас, наш сердитый малыш.

  • Чтобы вы знали

    Люди делают хорошее дело. Потому что говорить о важном, когда это важное - что-то плохое, страшное и болезненное - все равно надо. Чтобы вы знали…

  • До крайности внезапно

    Совершенно неожиданно для всех, и, в первую очередь, для себя, буду 4 и 5 января на ДетКоне. Понятия не имею, что из этого выйдет, так что подержите…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Год с Рядовым Шариком

    Трудно поверить, но у нас сегодня годовщина. Вот такой он сейчас, наш сердитый малыш.

  • Чтобы вы знали

    Люди делают хорошее дело. Потому что говорить о важном, когда это важное - что-то плохое, страшное и болезненное - все равно надо. Чтобы вы знали…

  • До крайности внезапно

    Совершенно неожиданно для всех, и, в первую очередь, для себя, буду 4 и 5 января на ДетКоне. Понятия не имею, что из этого выйдет, так что подержите…