Голова Брандмейстера Битти (princess_dragon) wrote,
Голова Брандмейстера Битти
princess_dragon

Камерный музыкальный театр им. Покровского - "Леонора"

В прошлый четверг я путешествовала во времени - ходила в Камерный музыкальный театр им. Покровского 9 октября на "Леонору", премьера которой состоялась 10 октября, что и подтверждает купленная мной программка.

Леонора - единственная опера Бетховена, и, учитывая ее судьбу, я отчасти понимаю, почему великий композитор не закончил за свою жизнь больше ни одной, хотя явно испытывал к этому жанру большой интерес. "Леонора" провалилась в театре целых два раза подряд. Из-за этого Бетховен, нешуточно страдая душой, дважды ее переписывал и сокращал. В результате, едва не двести лет она шла в театрах в сильно сокращенном виде под названием "Фиделио". И вот, в театре Покровского ее поставили в оригинальном, самом первом варианте, выкинув оттуда только разговорные диалоги, качество которых, как утверждает программка не таково, чтобы о них сильно жалеть. Но и без них общая продолжительность спектакля составляет более трех часов.

Сначала кратко и конспективно, потом в подробностях:

Общее впечатление: я очарована
Огромной силы и красоты опера, очень классическая и очень оригинальная в постановке Михаила Кислярова.
Нюансы: очень длинная (готовьтесь, спектакль идет три часа), пистолет очень громко стреляет (опять же, готовьтесь).

Теперь - подробно

Садясь за подробную часть отчета - практически, не знаю, с чего начать. Наверное, с того, что отправляясь в театр, я мучилась от множества сомнений. Мысль о том, что я иду смотреть длиннющую оперу великого Бетховена, которую еще и поют на немецком не умещалась в моей голове ни вдоль, ни поперек, ни по диагонали. Но все вышло по-другому, совсем не так, и очень интересно.

Во-первых, язык. На самом деле, незнание языка не мешает. С одной стороны, под потолком висит экран, на котором показывают титры, а с другой - ты просто внезапно ощущаешь себя свободным от необходимости вникать в словесную суть происходящего и воспринимаешь музыку и голос напрямую. А их выразительность и сила актерской игры (что вообще отличает театр Покровского от остальных оперных театров) такова, что по большей части, пояснения не требуются. Ты просто смотришь и слушаешь и... ну, иногда можно заглянуть в программку и почитать краткое содержание.

Во-вторых, музыка. То, что Бетховен - неумирающий гений все знают и без меня, так что нет смысла заостряться на очевидном. Опера длинная, она идет с двумя антрактами, но даже при этом к концу спектакля устаешь. Страшно подумать, как чувствуют себя актеры, все это время проведшие на сцене. Но музыка феерична. Слушая ее действительно забываешь обо всем на свете кроме происходящего на сцене, сопереживаешь и сочувствуешь героям, с замиранием сердца ждешь дальнейшего развития истории. Дирижировал оркестром в это раз сам Геннадий Рождественский, и хотя было заметно, как тяжело пожилому мэтру дается выступление, это было действительно великолепно. Сразу понимаешь, почему вместо поднятия и опускания занавеса на этом спектакле начало и конец действия обозначается открытием дверцы и выходом дирижера. Это, конечно, дань уважения не только ему, но и великому автору самой оперы. Я не слишком хорошо пока знакома с тонкостями оперного искусства, но мне очень понравился Рокко, комический начальник тюрьмы в исполнении Алексея Смирнова (чем-то очень напоминающий zoosad, да будет мне прощено такое сравнение), его дочь Марселина в исполнении Олеси Старухиной, Захар Ковалев, которого я до этого видела в роли князя Серпуховского в "Холстомере", игравший лирического героя Флорестана, конечно же, Леонора - Татьяна Федотова и неподражаемый, ужасный и комичный одновременно, настоящий театральный злодей и безумец Пизарро - Алексей Морозов.

В-третьих, постановка. Сценография. Декорации. Свет. Костюмы. Сидя в зале я испытала невероятно волнующее ощущение, как будто вижу два спектакля одновременно - точку схождения не двух параллельных миров, а двух времен. "Леонора" написана как вполне классическая, каноническая опера, но ее сюжет таков, что ее многократно ставили в "актуальных" декорациях, осовременивая антураж, чтобы оттенить ее антивоенный и антитоталитарный смысл. Отчасти именно такой остроте "Леонора" обязана своей тяжелой судьбой. В результате передо мной предстала традиционная опера, написанная для того, чтобы герои по очереди выходили на сцену в богато украшенных ярких костюмах и помпезных декорациях девятнадцатого века, рассчитанная на то, что зрителей увлечет пикантно разгуливающая по сцене дама в мужском военном платье. Однако, на этот раз, дополненная бурным действием, сложными хореографическими сценами, вообще свойственными постановкам в театре Покровского, яркой актерской игрой и на редкость динамичной, в результате, картиной. В "Леоноре" Кислярова есть даже целая одна настоящая драка! (только тс-с-с, это я раскрываю секрет, а так, конечно, делать не стоит). Герои "Леоноры" в этой постановке живые и реальные, несмотря на то, что воспетые в анекдотах десятиминутные арии на тему "бежим, пора спешить, сюда идет наш враг!" никуда не делись. Все служит здесь для того, чтобы усилить выразительность музыки и действия в целом - и скупые решетчатые металлические декорации, разделяющие сцену на части и заключающие актеров в подобие тюремных решеток (а все действие оперы происходит, собственно, в тюрьме). И эклектично-узнаваемые костюмы, военные и тюремщики в стиле войн двадцатого века, с автоматами и во фрицевских касках (обратите внимание на их цвет, когда будете на спектакле). И лысый, в маленьких круглых очках Пизарро, поочередно примеряющий головные уборы всех великих диктаторов прошлого, начиная с Наполеона, и оборванные узники, и, наконец, повстанцы в костюмах, представляющих собой смесь всех агитационных плакатов со времен французской революции и до наших дней. О, да, как же я могла забыть, и ария тюремной решетки. У двери тюрьмы здесь есть собственный, хоть и на пару секунд, музыкальный фрагмент - до мурашек на спине выразительный и пугающий. Я преклоняюсь перед художником по костюмам, Ольгой Ошкало и художником по свету Владимиром Ивакиным - гигантская тень фрица на стене - это невероятно и впечатляюще. Но, видимо, хватит, уж очень давно я пою вам о своем восхищении. Лучше сходите сами.

Сидя в зале, я слышала, как вокруг меня постановку обсуждали собравшиеся театралы, и поняла, что понравилась она далеко не всем. Были те, кто находил недоработки в вокальном исполнении, были и те, кто оказался разгневан стилем самой постановки (одной даме так не понравилось, что она даже забрала и отдала в гардероб принесенный с собой букет), обилием на сцене современных деталей, мнимыми или реальными политическими намеками, фигурирующим во время действия современным оружием. Возможно, я в недостаточной степени театрал, чтобы подмечать подобные нюансы, но мое восхищение "Леонорой" в постановке Кислярова - совершенно искреннее. И я от чистого сердца рекомендую вам сходить, если, конечно, вас не сильно пугают слова: "Бетховен" и "опера в трех действиях".

P. S.: Мой эпический поход состоялся благодаря и при содействии сообщества mosblog, за что им отдельное большое спасибо!

Ранее здесь же:
Камерный музыкальный театр им. Покровского - "Холстомер"
Театр EtCetera под руководством Калягина - "Буря"
Tags: организовано mosblog, свидание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment