Голова Брандмейстера Битти (princess_dragon) wrote,
Голова Брандмейстера Битти
princess_dragon

Театр "Et Cetera" под руководством Александра Калягина: "Морфий"

На "Морфий" в "Et Cetera" я сходила ровно неделю назад, в прошлый вторник, и с тех пор все думала, как бы написать об этом спектакле. Какое подобрать определение? Наконец, нужное слово пришло мне в голову: "впечатляющий". Именно таким выглядит трагический и ужасный рассказ Булгакова в постановке Владимира Панкова.

Первым моим побуждением было написать: "Во всем виноват забор" и на этом остановиться. Однако, поскольку это было бы совершенно неприлично, пришлось придумать продолжение и объяснение. И тем не менее, я прошу вас на всякий случай запомнить, что именно забор во всем виноват.

Но начнем по порядку. "Морфий" на сцене "Et Cetera" - это не опера и не музыкальный спектакль в обычном понимании, но музыки там очень много, включая классические арии из "Аиды" в исполнении коварной Амнерис (Ирины Рындиной), бывшей жены главного героя, а ныне наркомана-морфиниста доктора Полякова (Антон Пахомов). Помимо певицы, молчаливыми свидетелями душевных метаний доктора являются музыканты оркестра, невозмутимо играющие свои партии среди творящегося на сцене подчас безумия. И, конечно, хор, сопровождающий и активно участвующий в действии пьесы. В целом, актерская игра, конечно, великолепна. Если можно рассматривать качество игры отдельно от общей обстановки пьесы - то это было действительно очень здорово и очень сильно. В особенности - Анна Кирилловна в исполнении Татьяны Владимировой.

В начале представления на сцене сидит человек в современной одежде. Это и есть доктор Поляков, просто пока еще не переодетый. Действительно, в этом есть смысл. Депрессия и наркомания - это бичи современного общества, за сто лет они стали более распространенным, но отнюдь не менее страшным злом, чем во время описываемых событий. Вообще, одежда главного героя в этом спектакле переживает такой же сложный жизненный путь, как и он сам, и сопровождает его от начала и до конца. Декорации представляют собой забор - глухую стену из досок, в которой открывается несколько проходов, когда на сцене появляются лавки. Лавки и забор - олицетворение глухой и беспросветной тоски тусклой деревенской жизни, окружающей молодого врача, только что приехавшего из столицы, брошенного женой и погруженного в тоску о цивилизованном обществе.

И, как и в рассказе, под рукой у него очень вовремя оказывается сердобольная Анна Кирилловна и шприц с морфием. А дальше со смесью ужаса, жалости и отвращения мы наблюдаем превращение человека в наркомана. Вплоть до самого трагического конца своей жизни главный герой проходит все стадии болезни, начиная с отрицания и отговорок, и заканчивая полной потерей связи с реальностью. Смотря на сцену, я вспоминала те чувства, с которыми читала рассказ, как мне хотелось захлопнуть, выбросить книгу, такую пугающую и ужасно натуралистичную. Это же я испытала в зрительном зале. Спектакль довольно короткий, он идет без антракта, и, мне кажется, я понимаю, почему. Будь у меня такая возможность, я почти наверняка сбежала бы, не найдя в себе сил посмотреть второе отделение. По счастью, у меня не было возможности незаметно покинуть зал, оставалось проявлять мужество. На самом деле, это ужасное ощущение собственного бессилия при виде страдающего и умирающего на твоих глазах человека, то, что на сцене переживает Анна, ощущает и зритель. Но к этому чувству не примешивается изначальная симпатия, доктор Поляков мне ни чем не симпатичен, он слабовольный, зацикленный на своих переживаниях, эгоистичный - точно такой, как мы все, что уж там. Но доконал его, безусловно, забор. Бесконечная стена досок, унылая и пустая, как пустота в его жизни, которую он хаотически пытается заполнить и заполняет. Субстанцией, которая не оставляет в его мозгу места ни для чего другого, растворяет в себе как кислота, превращает в хнычущее животное. И когда спектакль заканчивается, невольно думаешь: "Какое счастье, что ты, наконец, умер!"

Я честно старалась не увлечься и не начать пересказывать тут сюжет спектакля, тем более, что он и так известен тем, кто читал Булгакова или смотрел отличный одноименный британский сериал. Я просто пыталась передать впечатление - а оно было очень сильно. И, вкратце, хотелось бы очень конспективно изложить несколько главных моментов:

1. Спектакль не для детей. Совсем, совсем, совсем не для детей. Даже очень умненьких.
2. Очень много музыки, прекрасно поют.
3. Содержит в малых количествах инвективную лексику.
4. Очень страшный.
5. Необычная, фантасмагорическая постановка, очень сильно воплощающая идею.

Поход состоялся при помощи и поддержке чудесного сообщества mosblog, за что им большое спасибо!

Ранее здесь же:
Камерный музыкальный театр имени Б. Покровского - "Леонора"
Камерный музыкальный театр имени Б. Покровского - "Холстомер"
Театр EtCetera под руководством А. Калягина - "Буря"
Tags: организовано mosblog, свидание
Subscribe

  • До крайности внезапно

    Совершенно неожиданно для всех, и, в первую очередь, для себя, буду 4 и 5 января на ДетКоне. Понятия не имею, что из этого выйдет, так что подержите…

  • Прекрасная погода, чем не повод для радости?

    На выходных я ездила шататься под дождем по мокрому холодному лесу. Вернулась, как говорится в фильме "Догма": "Не уверовав, но обогатившись идеями".…

  • Как мы познакомились с Гаврюшей

    Для меня было огромным усилием завести собаку. Настоящим «прыжком веры». Собаку мне хотелось очень давно, но я жила на съемной квартире, вечно на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments