Голова Брандмейстера Битти (princess_dragon) wrote,
Голова Брандмейстера Битти
princess_dragon

Categories:

Донни Эбенштейн: "Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам"

Моя проблема с книгами про бизнес-технологии в том, что я считаю по определению хорошей любую книгу, которая не напоминает мне фильм "Магнолия", в котором главный герой учит полный зал мужчин тому, как снимать телок, используя при этом весь набор штампов, ассоциирующихся у нас с продажами и продажниками. Короче, если книга про бизнес не озвучивается в моем уме голосом Тома Круза, я уже счастлива. Эта - не озвучивается.


В "Лабиринте" На "Озоне"
Бумажная книга хороша, но рекомендую обратить внимание на электронную версию


Каждый из нас похож на человека с подзорной трубой, смотрящего на мир сквозь собственную линзу - свою точку зрения, или как пишет автор "Силы эмпатии" - свою перспективу. И какими бы похожими люди ни казались, линза - перспектива, у каждого своя. Именно поэтому зачастую так трудно найти взаимопонимание, будь то в жизни, в рабочих отношениях или в деловых переговорах. Никогда ты не можешь и не сможешь поменяться с другим человеком перспективами, но обладая некоторыми навыками и, бесспорно, большой тренировкой, можешь представить себе, как выглядит мир в подзорной трубе собеседника. Такое умение автор и называет эмпатией - способностью понять (хотя и не обязательно разделить) чужую точку зрания. В этом и заключается главная идея книги.

Как и положено в бизнес-литературе, в "Силе эмпатии" много примеров, "как надо" и "как не надо", описывающих самые различные ситуации. В нескольких из них я прямо с ходу обнаружила в качестве антипримера себя, что меня, несомненно. очень расстроило. И, кстати, раз уж об этом зашла речь, примеры "правильного" поведения в книге, на сколько я смогла оценить применительно к себе, достаточно разумны, хотя у неподготовленного человека все внутренности переворачиваются при мысли, что нужно действовать именно таким образом.

И тем не менее, автор утверждает, чтоего целью не является снабдить читателя набором готовых рецептов, потому что их не существуют. Все эти списки "10 лучших способов сообщить человеку плохую новость" - ерунда. Действительно, даже заучив назубок все "удачные" разговорные формулы ты только предстанешь перед собеседником формалистом, долдонящим выхолощенный усредненный продажный текст. Вроде тех, кто всучивает пожилым людям БАДы под видом лекарств, желает поговорить с вами о боге и прочих прохвостов от гербалайфа. Секрет в том, чтобы не только понять чужую точку зрения (а для этого требуется искренняя заинтересованность), но и обратиться к оппоненту так, чтобы разговор шел в ключе, понятном и приемлемом для вас обоих.

Автор подробно разбирает множество трудностей и подводных камней, которые могут встретиться на пути того, кто решил подходить к окружающим эмпатически. Первый из них, конечно, физическая трудность в понимании чужой перспективы. Наш разум вообще редко с самого начала обладает такой гибкостью и открытостьью, чтобы без ужаса заниматься пониманием чужих точек зрения. Множество проблем лежит и вне разума практикующего эмпата - неготовность собеседника к сотрудничеству, активное сопротивление, тупиковые ситуации и прочее, прочее, прочее. Но в первую очередь - именно сопротивление собственного разума.

Не пытаясь пересказать вам книгу целиком, давайте я процитирую здесь немного текста, выделенного курсивом в заключении (оно, как и первые три главы, обычно является самой содержательной частью книги, если не состоит из одних благодарностей). Прошу отметить, что в скобках после курсива - мои собственные замечания, не имеющие целью обидеть автора или принизить в ваших глазах ценность книги - считайте, что я просто не смогла удержаться:

- Мы все иногда заходим в тупик. (это неизбежно, без паники)
- То, в какие именно застойные ситуации вы попадаете, обусловлено вашей личностью. (никто не избавит вас от тупиков, как таковых)
- Возможно, вы не сразу поймете, в чем, собственно, дело. (эмпатия и телепатия - не одно и то же!)
- У проблемы не всегда существует четкое и объективно правильное решение. (но какое-то решение всегда есть)
- Гибкое мышление позволяет найти несколько вариантов. (именно его-то натренировать сложнее всего)
- Если вы принимаете на время чужую точку зрения, это не значит, что вы должны отказаться от собственной. (это очень трудно усвоить)
- Решение должно соответствовать вашим личным особенностям. (нет хуже, чем делать "поперек себя", проверено практикой)
- Какой-то выход есть всегда. (золотые слова!)
- Умение приходит с опытом. (чтобы получить опыт нужно много тренироваться - всегда с вами Капитан Очевидность!)

Вообще, дочитав до конца, я хотела бы отметить, что несмотря на обилие опечаливших меня примеров моих личных ошибок (ну прямо как живая на некоторых страницах), я нашла эту книгу весьма ценной. И хотя не готова ее штудировать и воспринимать, как прямое руководство к действию, определенные выводы, несомненно, сделала. Чего и вам при случае желаю. Хотя с наскока штурмануть ее явно не удастся.

Еще книги на похожие темы здесь:

Мюррей Карпентер: "На кофеине" - издательство МИФ, описание на сайте издательства, описание здесь.
Дуг Лемов: "Мастерство учителя" - издательство МИФ, описание на сайте издательства, описание здесь.
Чип Хих, Дэн Хиз: "Ловушки мышления" - издательство МИФ, описание на сайте издательства, описание здесь.
Tags: Манн Иванов и Фербер, бизнес-технологии, рекомендую в цифровой версии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments